Римский пантеон. 10 занимательных фактов +пошаговая инструкция, как посетить в 2021 году

Архитектура

Пантеон отличается уникальным архитектурным исполнением. Толщина его стен составляет 6 метров, а купол имеет ширину 43,3 метра. Форма Пантеона тщательно выверена и построена с таким расчетом, что его внутреннее пространство составляет идеальную сферическую фигуру.

Фото: givaga / Shutterstock.com

При этом огромная ротонда не давит на посетителей, а невесомо возвышается в виде небесного свода. Ощущение сферического пространства усиливается еще из-за того, что в высоту здание достигает почти столько же метров, сколько и в диаметре – около 42 метров.

Окно Пантеона

В частности, неповторимость архитектуры здания касается окон. Дело в том, что в Пантеоне отсутствуют окна в привычным смысле. Свет и воздух проникают в строение через единственное отверстие, расположенное на вершине купола и называемое «Око Пантеона».

Диаметр отверстия составляет 9 метров. Поскольку единственное окно храма открыто для осадков, то в Пантеоне устроена специальная система дренажа.

Во времена язычества под этим отверстием находился алтарь, а его исключительность символизировало единство всех древних богов, которым поклонялись римляне до принятия христианства.

Примечательно, что статуи богов были расположены в древнем Пантеоне таким образом, чтобы свет из «окулуса» попеременно попадал на каждую из них в зависимости от расположения солнца в разное время года.

В настоящее время на месте статуй богов, некогда олицетворяющих собой языческую культуру, находятся картины и скульптуры эпохи Возрождения.

Купол Пантеона

На поверхности купола с внутренней части располагаются 140 кессонов. Они служат не только с декоративной целью, но также для уменьшения массы купола. Ведь полный вес свода равняется 5 тысяч тонн.

При этом, чем выше к центру купола, тем меньше масса и толщина материала. В основании свода его толщина составляет 6 метров, а рядом с «окулусом» — всего 1,5 метра.

Фото: Rafael Dias Katayama / Shutterstock.com

На входе в храм

Когда вы подойдете к Пантеону, то увидите портик, состоящий из 16 коринфских колонн из гранита. Вовнутрь можно пройти через портал времен Древнего Рима.

На треугольном фронтоне под крышей здания расположены отверстия, в которой ранее находилась скульптурная композиция «Битва Титанов». Скульптура не сохранилась до наших дней, поскольку имела языческое происхождение.

Двери в храме очень тяжелые и мощные, относятся к 14-16 векам, когда Пантеон служил для оборонительных целей. У входа установлены скульптуры Агриппы и Адриана.

Купол держится на стенах, разделенных на два яруса. В нижнем ярусе расположено 7 равных ниш, облегчающих общий вес конструкции. Стены храма облицованы мрамором.

Типы божеств[]

Родные божества

Это божества, чьи богослужения возникли во время создания Абейр-Торила, или вскоре после этого. Родным божествам поклоняются родные же расы Абейр-Торила, те, которые возникли из первозданного хаоса, при создании мира Ао. Люди, драконы, лизардфолки, наги, юань-ти, locathah, доппельгангеры, и феи — все эти расы являются примерами существ среди которых наиболее распространено поклонение родным божествам.

Пришедшие божества

Люди, эльфы и другие существа прокладывали свои пути на лице Абейр-Торила в течении многих тысячелетий. Вместе с ними пришли и их божества. Те боги, сферы влияний которых пустовали на Фаэруне и не имели властвующих над ними сил, кажется, почти мгновенно достигли божественного статуса. Те, чьи сферы влияния конфликтовали с уже существующими божествами, либо растворялись в них, либо могли начать спорить за свои владения, в силу своих прихожан. В последнем случае это означало «победитель получает всё», или же — проигравший может получить власть над меньшей сферой, либо стать подчиненным божеством.

Боги дварфов, эльфов, иллитидов, халфлингов и гномов так же последовали за своими народами в Абейр-Торил. Позже, божества орков и других рас гоблиноидов сделали тоже самое, следуя и поддерживая своих поклонников.

Примечание: «Пришествие» божеств это скорее метафора, чем какое либо физическое или мета-физическое действие. Хотя в некоторых случаях божества действительно приходили в этот мир. В любом случае нельзя воспринимать «пришествие» как преодоленный путь, на подобие странствующим существам идущим из одного города в другой.

Мертвые божества

Божества не имеют абсолютного бессмертия и могут умереть. Конфликты с другими божествами, конфликты с величайшими смертными, и простое пренебрежение являются наиболее распространенными причинами гибели божеств. Хотя божество может впасть в апатию, и дрейфовать во сне по Астральному плану, в конечном счете оно погибнет. Улутиу является ярким примером, этой последней, возможности.

Хотя божество может умереть, по крайней мере, часть его всегда будет существовать. Так, были случаи исследования останков богов верующими, алчущими до получения божественных сил.

Пантеон в Риме: две тысячи лет гармонии

Не исключено, что Римский Пантеон был бы сейчас в руинах подобно многим замечательным сооружениям, которыми, например, некогда гордился Римский Форум.

После пожара 80 г., произошедшего как нельзя кстати для императора Тита, достраивавшего в ту пору Колизей и нуждавшегося в свободных участках, Пантеон имел крайне жалкий вид.

Тем не менее, сносить его не стали, но очередной пожар в начале II в. довершил разрушения. К счастью, императором в те годы был Адриан – филлэллин, путешественник и меценат.

По его распоряжению Пантеон был восстановлен. Однако получившееся в итоге здание было абсолютно не похоже не только на своего предшественника, но и на все то, что возводилось до этого на территории империи.

К чести Адриана, он не стал приписывать себе идею сооружения храма в честь всех почитаемых богов. И сегодня на фронтоне здания все так же можно увидеть имя первого строителя – Агриппы.

У входа в Римский Пантеон посетителей «встречают» статуи Агриппы и Адриана

Римский Пантеон построен в форме огромной ротонды, увенчанной огромным куполом. В обширное внутреннее помещение ведет портик с 16 колоннами.

Освещается храм посредством опеона (сквозного окна) в куполе диаметром около 9 м. Диаметр самого купола – 43,5 м, внутренний диаметр ротонды – тоже 43,5 м, а высота всего сооружения – 42,7 м.

Такая гармоничная конструкция, по мысли архитектора (по одной из версий им был Аполлодор из Дамаска, по другой – сам Адриан) должна была символизировать совершенство на земле, сотворенное не богами, но людьми.

Перед входом в Пантеон Адриан повелел возвести и триумфальную арку. Таким образом, каждый, кто собирался войти в храм, становился триумфатором, почти равным самим богам.

Можно сказать, что Пантеон в Риме – это наглядная иллюстрация идей европейского Возрождения, с поправкой на языческое происхождение здания.

Полы Пантеона, выложенные порфиром, остались нетронуты временем

Храм выполнял свое предназначение вплоть до распространения христианства. Ни у варваров, ни у религиозных фанатиков не поднялась рука разрушить Пантеон в Риме, а 1 ноября 609 г. он был освящен папой Бонифацием IV и стал приходской церковью Святой Марии и Мучеников.

С тех пор 1 ноября христиане и стали праздновать День всех Святых.

С XIV в. Римский Пантеон стал служить крепостью. Времена были неспокойными, а стены здания – практически неприступными (их толщина – более 6 м, а глубина фундамента – 7,3 м).

Позже он снова стал церковью. Богослужения проводятся по большим праздникам и в настоящее время. Во время молебнов из «ока Бога», опеона в куполе, служки сбрасывают лепестки роз, что символизирует схождение Духа Святого.

Dialogue

Dialogue with Sin promptly after killing the deities. (Not in town)

Ryslatha (Act 6)

The Azmeri believed that, one day, this world of ours would collapse under the weight of Rylatha’s offspring. A frightening thought, and thankfully, a mistaken one.

Whilst Capturing Ryslatha’s Soul

Sin: Ryslatha!

Sin: Release this land to the will of its true children.

Shakari (Act 9)

A mother’s keen heart shall bleed into the dreams of her daughter. Once a beauty who held captive the hearts of men and women alike, Shakari’s splendour decayed into lust…for the power possessed by her skyborn mother.

My daughter once sought out such power within the great sands of this desert. Ever determined, she found it, and it made her the twisted creature you so mercifully dispatched.

Driven by agony and shame, she built an army out here in these sweltering lands and would have conquered the very sky had not the Beast soothed her into peaceful oblivion. A babe once more sleeping in her cradle.

Легенды Рима о Пантеоне

Римляне сочинили немало легенд про достопримечательности Вечного города, некоторые из которых уже так укоренились в сознании, что передаются как факты. Например, легенда про Капитолийскую волчицу.

Красивые истории подстегивают интерес туристов, приносящих немалые доходы итальянской столице.

Легенды про Пантеон в Риме не менее фантастические, чем история про волчицу, якобы вскормившую основателей города.

  • Легенда №1. Одно из преданий гласит, что Пантеон строили на месте, откуда Ромул (основатель Рима) после своей смерти вознесся с божественным орлом на небо.
  • Легенда №2. По второй легенде, чтобы соорудить купол Пантеона, все здание доверху засыпали землей, перемешанной с монетками. Это послужило своеобразной строительной лесой и опалубкой. А по завершению купола римлянам разрешили забрать землю с деньгами, и здание якобы за день очистилось от земли. Вторая вариация этого предания — чтобы строители могли строить купол, насыпной холм сделали рядом со стенами. А после постройки пустили слух, что в холме зарыты монеты от императора.
  • Легенда №3. Окулюс (отверстие в куполе) Пантеона был творением ада. Его якобы создал дьявол, когда в церкви началась месса. Злая сила не выдержала литургии и, спасаясь, вылетела из храма, пронзив купол. Окулюс также упоминается в книге Д.Брауна “Ангелы и Демоны” как “алтарь просвещенных” и “дьявольская дыра”.
  • Легенда №4. Еще одна римская легенда о Пантеоне сообщает о роли древнегреческой богини Кибелы, матери всего пантеона богов Рима. Она приснилась императору Агриппе и велела построить святилище.

Римляне любят рассказывать легенды о Пантеоне

Что посмотреть рядом с Пантеоном

Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.

В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.

Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии.  С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.

Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва – ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.

Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви – одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.

Также неподалеку “спряталась” в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) – один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.

А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.

Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!

Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry – нашем мобильном путеводителе для iPhone.

Пантеон богов

Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.

Пантеон богов Древней Греции

“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”

В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.

Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.

Главными Олимпийскими богами были:

  • Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
  • Посейдон (морская стихия);
  • Аполлон (солнечный свет, искусство);
  • Аид (царство мёртвых);
  • Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
  • Артемида (леса, мир животных и охота);
  • Деметра (производительная сила природы);
  • Арес (битва и война);
  • Афродита (любовь и красота);
  • Геба (юность);
  • Гера (брак и супружеская любовь);
  • Гименей (брак);
  • Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
  • Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
  • Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
  • Гестия (домашний очаг, семейные связи);
  • Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).

Узнайте больше про Богов Древней Греции.

Славянский пантеон

В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.

Главный бог пантеона — Перун

Некоторые представители пантеона славянских богов:

  • Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
  • Хорс — бог солнца, повелитель молний;
  • Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
  • Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
  • Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
  • Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
  • Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.

Египетский пантеон богов

Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год

Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:

  • Ра — бог солнца и верховный правитель;
  • Апофис — бог тьмы;
  • Анубис — бог смерти;
  • Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
  • Тот — бог знаний;
  • Геб — бог земли;
  • Сет — бог войны и разрушения;
  • Апис — бог плодородия;
  • Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
  • Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
  • Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
  • Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
  • Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
  • Себек — бог воды, рек и озёр;
  • Хапи — бог реки Нил и урожаев;
  • Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
  • Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
  • Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
  • Мин — бог плодородия;
  • Шу — бог воздуха;
  • Ях — бог луны.

История создания

Пантеон, как и многие другие знаковые постройки Рима, был возведен не на пустом месте. Его предшественником был языческий храм (собственно, с тем же названием), посвященный главным римским богам, судьба которого была незавидной.

Первое разрушение произошло в 80 году н. э. из-за удара молнии. Второе — в 110 году н. э. после восстановления императором Домицианом после пожара. В итоге окончательная реконструкция завершилась к 126 году уже во время правления Адриана. Он привлек к строительству гениального Аполлодора Дамасского, славу которого подтверждали уже построенный на тот момент Форум Траяна и восстановленный храм Зевса в Афинах.

С принятием христианства в качестве основной религии империи языческий храм пришлось освятить, превратив его в церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires, 609 год н. э.). Тем не менее первоначальный облик храма был сохранен, хотя на протяжении всей истории к нему делали пристройки и даже устанавливали церковные колокольни на верхнюю часть. Выглядели такие нововведения неэстетично, поэтому под давлением горожан и научного сообщества к 1883 году Пантеону вернули его исторический облик.

Сегодня, благодаря программе охраны памятников мировой архитектуры ЮНЕСКО и инженерному гению древнеримских строителей мы можем наблюдать Пантеон практически в том же виде, как он был построен более 2 тыс. лет назад.

История достопримечательности

Своему появлению Пантеон в Риме обязан Агриппе (Марк Випсаний Агриппа), зятю императора Октавиана Августа. Изучавший в свое время искусство зодчества, Агриппа совершенствовал свои навыки, расширяя городские улицы, разбивая сады и парки, строя термы и городские здания.

В честь победы Рима на мысе Акций, окончательно утвердившей власть императора, Агриппа на народные деньги построил римский Пантеон – первый храм, посвященный главным богам: Юпитеру, Венере, Меркурию, Марсу и другим богам-олимпийцам.

Само название – Пантеон – имеет древнегреческое происхождение и буквально означает «храм всех богов».

Это был новый шаг в жизни города. Ранее римляне не допускались в храмы, их могли посещать только жрецы, и то далеко не все. Сейчас любой горожанин мог посетить храм и поклониться своим богам.

После пожара в Риме (80 год нашей эры) святилище имело вид крайне жалкий. Сносить его не стали, надеясь со временем отстроить. Но новый пожар завершил начатое, оставив после себя лишь руины бывшей храмовой постройки.

К счастью, император Адриан приказал отстроить на месте бывшего новый комплекс. К тому же, к удивлению современников, он не стал приписывать себе заслугу строительства нового римского Пантеона: на фронтоне здания автором постройки значится Агриппа («Марк Агриппа воздвиг это»).

Во времена гонения язычников строению грозила серьезная опасность быть разрушенным недовольными жителями-христианами – зачем посреди христианского города языческий храм? Благодаря своевременному вмешательству Папы Римского Бонифация IV, который освятил Храм и тем самым сделал его христианским, римский Пантеон богов удалось спасти. Туда же были перенесены мощи первых христианских святых.

В эпоху Возрождения Пантеон стал местом для захоронения особо почитаемых людей. Здесь, к примеру, похоронены знаменитые художники Аннибале Карраччи и Рафаэль Санти, члены королевских семей – Маргарита Савойская, Виктор Эммануил Второй и король Умберто II.

Архитектура

Архитектура сооружения стала уникальным опытом для своего времени. Исследования специалистов позволили утверждать, что при строительстве храма использовалось правило золотого сечения, и именно поэтому здание выглядит так органично. Центральным элементом в плане этого сооружения является ротонда высотой 43 метра. Ее венчает купол, размеры которого поражают архитекторов уже много столетий и вызывают восторженные отзывы до сих пор: его диаметр достигает также 43 метров. В центре этой купольной крыши находится 9-метровое отверстие или окулюс, через которое в храм попадает дневной свет.

Особенности посещения

Несмотря на то, что Пантеон – достопримечательность весьма популярная, нужно соблюдать установленные правила посещения.

  • Во-первых, дресс-код. Пантеон в первую очередь – храм, поэтому даже в жару не допускается одежда открытая (майки и шорты).

    У входа в святилище стоит корзина с большими платками, которые можно обернуть вокруг себя или набросить на голову. Конечно, за всеми туристами уследить невозможно, но лучше, если никто не сделает замечаний по поводу неподобающего внешнего вида.

Во-вторых, нельзя проносить в храм еду и напитки, этим можно вызвать огромное недовольство служителей Пантеона.

И обязательно отключить мобильные телефоны. Зато фото- и видеосъемка разрешена к радости многих посетителей.

Несмотря на то, что дожди в Риме не такое уж частое явление, на случай дождя можно взять с собой зонтик – через «окулюс» в храм попадает дождевая вода.

Храм этот действующий, и любой желающий может посетить католические мессы, которые проводят по субботам в 17.00, а в дни церковных праздников – в 10.30. Расписание служб и торжеств можно найти на стене у входа.

Unbreakable Spear

Atreus was born on the hostile slopes of Targon, and named after a star in the constellation of War, known as the Pantheon.

From an early age, he knew he was destined for battle. Like many in his tribe, he trained to join the Rakkor’s militant order, the Ra’Horak. Never the strongest or the most skilled warrior, Atreus somehow persevered, standing up, bloodied and bruised, after each bout. In time, he developed a fierce rivalry with a fellow recruit, Pylas—but no matter how often Atreus was cast onto the stones, he stood back up. Pylas was impressed by his unrelenting endurance, and through the blood they spilled in the training circle, a true brotherhood was born.

Atreus and Pylas were among the Rakkor who stumbled across a barbarian incursion, surviving the ambush that left the rest of their patrol dead. When the Aspect of the Sun refused to destroy these trespassers, Atreus and Pylas swore to capture the power of the Aspects themselves by climbing to the peak of Mount Targon.

Like so many before them, they underestimated how arduous the ascent would be, with Pylas shivering his last upon finally reaching the summit. Only Atreus remained as the skies opened, making him host to a divine Aspect, with the power to take revenge.

But it was not a man who returned to the Rakkor afterward, spear and shield gleaming with celestial might. It was the 5 Aspect of War itself, the Pantheon. Judging Atreus unworthy, a warrior who had known only defeat, it had taken control of his body to pursue its own ends—a task it considered too great for mortal men.

Cast into the furthest corners of his own mind, Atreus endured only vague visions as the Aspect scoured the world for Darkin, living weapons created in a bygone age.

Eventually, Pantheon was goaded into battle not far from Mount Targon by the Darkin Aatrox, who sought the mountain’s peak. Their fight raged into the skies, and swept through the armies of men beneath… until the impossible occurred. The Darkin’s god-killing blade was driven into Pantheon’s chest, a blow that carved the constellation of War from the heavens.

But as the Aspect faded, Atreus—the man it had considered weak—awoke once more. Impaled upon Aatrox’s blade, and with the power of the Aspect’s weapons dimming, he took a ragged breath, and spit in the Darkin’s face. Aatrox sneered, and left Atreus to die.

Hours later, as the crows descended, Atreus painfully stood back up, stumbling back to the Rakkor in a trail of blood. After a lifetime of defeat, his will to live, and his anger at betrayal, were enough to stave off the death that had claimed War itself.

Atreus recovered on Pylas’ homestead, nursed back to health by his friend’s widow, Iula. There, Atreus realized he’d spent his life looking to the stars, never considering what lay beneath. Unlike gods, mortals fought because they must, knowing that death lay in wait. It was a resilience he saw in all life, the threats unending.

Indeed, barbarian invaders now threatened the Rakkor’s northern settlements, including Iula’s farm. Though it was months before he could lift a spear, Atreus was determined to end this scourge himself, and eventually set out with the Aspect’s dulled weapons in hand.

Yet, when he arrived, he found his sworn enemies already under siege. He knew from their cries, from the overwhelming stench of blood… they faced Aatrox.

It was Aatrox who had driven the barbarians into Targon, Atreus realized. Though he’d considered them his foes, they were much like the Rakkor—mortals who suffered in the conflicts between greater powers. Atreus felt a cold rage at both the Darkin and the Aspects. They were no different. They were the problem.

Atreus put himself between the barbarians and Aatrox. Recognizing the battered shield and spear of the fallen Aspect, the Darkin mocked him—what hope had Atreus now, without the Pantheon’s power? But even though Aatrox’s blows cast him to his knees, Atreus’ own will reignited the Aspect’s spear, upon hearing the cries of the people around him… and with a mighty leap, he struck a blow that severed the Darkin’s sword arm.

Both blade and Darkin fell to the ground. Only Atreus still stood, and watched his namesake star blaze back to life in the heavens.

Though he often yearns to return to Iula’s farm, Atreus vowed that day to stand against Aspects, Ascended, demons, and any who wield power so great, it can only destroy. Forsaking his own name, he has become a new Pantheon—the Aspect’s weapons fueled by the will to fight that can only exist in the face of death.

For with the divine Pantheon gone, War must be reborn in man.

История

Пантеон богов во времена Античности

Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.

Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).

Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.

Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).  

В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.

В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.

Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:

Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:

«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».

Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.

Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.

До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.

В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.

Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.

Пантеон во времена Античности.

Храм в период Средневековья

Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.

13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).

В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.

Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.

Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:

  1. Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
  2. Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
  3. В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
  4. Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
  5. В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли. 

Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.

Храм всех Богов в период Средневековья.

Настоящее время

Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.

Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.

В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.

Церковь в настоящее время.

Происхождение названия «Пантеон»

Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».

Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».

Пантеон — архитектурное чудо света.

Фонтан

Перед Пантеоном находится красивый «Фонтан Пантеона», который был спроектирован в 1575 году знаменитым архитектором Джакомо Делла Порта и вытесан из мрамора Леонардо Сормани. В 1711 году папа Климент XI захотел изменить фонтан и попросил Филиппо Бариньони разработать новый макет, включающий в себя другую чашу из камня и обелиск Рамзеса II, установленный в центре на постаменте с четырьмя дельфинами, украшающими основание.

Фото: DEZALB / pixabay (Pixabay License)

Римский Пантеон на карте:

var stylez =
}

];

map = new google.maps.Map(document.getElementById(‘map_canvas’), mapOptions);

map.setOptions({styles: stylez});

var mystyleMapType = new google.maps.StyledMapType(stylez);

map.mapTypes.set(MY_MAPTYPE_ID, mystyleMapType);

var marker = new google.maps.Marker({
position: new google.maps.LatLng(41.8986108, 12.47687289999999),
map: map
});
}
google.maps.event.addDomListener(window, ‘load’, initialize);

jQuery(window).load(function(){
google.maps.event.trigger(map, ‘resize’);
});

Пантеон внутри

Купол Пантеона в Риме — главная загадка античного храма. До сих пор многие не понимают, как может почти две тысячи лет стоять здание, построенное из бетона. Ведь срок службы бетонных конструкций составляет максимум 600 лет. А наличие увесистого бетонного купола — самого крупного неармированного купола на планете — без каких либо подпор, кроме стен, и вовсе путает карты.

Почему не падает и как сохранился купол Пантеона в Риме?

Дело в том, что разные ярусы купола сделаны из разных видов бетона. Нижние из более твердого. В бетон верхних ярусов подмешивали пемзу для облегчения конструкции.

В один ярус бетона подмешивали горные породы травертин и туф, во второй — туф и кирпич, в третий — только кирпичную крошку.

Купол и Пантеон внутри:

Внутри Пантеона

По центру купола отверстие — окулюс. На латыни oculus означает “глаз”. Толщина кладки купола Пантеона сужается кверху. Так, вокруг окулюса она 1,5 метра, а в нижней части — 5,90 м. Диаметр купола 43,44 метра, диаметр отверстия 9 метров. Когда идет дождь, через окулюс вода попадает внутрь, но благодаря стокам в полу не затапливает храм.

Круглое отверстие в центре крыши — эффективный инженерный прием. В ясную погоду лучи солнца через окулюс образуют столб света внутри Пантеона. По мере движения солнца изменяется и освещение внутри.

Купол Пантеона снаружи

Ежегодно 21 апреля, в день основания Рима, луч солнца бьет во входную дверь Пантеона. Когда римские императоры входили в храм в день рождения города, они купались в солнечном свете, что придавало цезарям божественность.

Как и в любой католической церкви, внутри Пантеона сегодня есть алтарь, кресты, иконы. А на месте статуй семи богов сегодня стоят фигуры святых и ангелов.

Над гробницей Рафаэля стоит статуя Мадонна на скале (Madonna del Sasso). Одной ногой Богоматерь опирается на камень. Интересно, что статую при жизни заказал сам Рафаэль. А выполнил скульптор Лоренцо Лотти в 1524, спустя четыре года после смерти знаменитого живописца:

Фигуры святых в Пантеоне: Мадонна на скале

Пантеон внутри отделан мрамором, причем отделка сохранилась удивительно хорошо. Это объясняют тем, что здание непрерывно проветривалось благодаря окулюсу. Хотя многие скептики не верят, что за многие века миллионы ног не протоптали мраморный пол хотя бы в поношенное состояние.

Вход в здание венчают 16 монолитных гранитных  колонн, они поддерживают портик с треугольным фронтоном. Высота колонн 11,9 м, диаметр 1,5 метра. Колонны сделаны из цельного красного и серого гранита из Египта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector