Церкви в риме
Содержание:
Пантеон: практическая информация
Адрес римского Пантеона: Via della Rotonda, 19, Roma, Italia
Часы работы: будние дни – с 8.30 до 19.30, суббота – с 9.00 до 18.00. Посещение бесплатное
Дресс-код
Пантеон – это христианская церковь. Для посещения необходимо заранее позаботиться о соответствующей одежде: закрытые плечи и колени для всех.
Как добраться до Пантеона
На метро
Линия А, станция Barberini. Примерно 8 минут пешком.
Автобусами Hop-on-hop-off:
5 минут ходьбы от остановки Fontana di Trevi.
Автобусные маршруты:
Музей Ватикана – Пантеон: № 492 от остановки Leone Quarto. Выйти на улице Corso del Rinascimento (8 остановок). Далее 4 минуты до Пантеона.
Форум – Пантеон: № 51 (Lodi – Metro C) от остановки Fori Imperiali/Campidoglio, вторая остановка. Пешком 4 минуты.
Колизей – Пантеон: № 51 (Lodi – Metro C) от автовокзала Колизея, 4-я остановка Corso/Minghetti. Пешком 4 минуты.
Кафе в шаговой доступности от Пантеона
Pizzeria Minerva (Via della Minerva 4) – настоящая итальянская закусочная.
Cremeria Montefort (Via della Rotonda 22) – отличная джелатерия.
Архитектура Пантеона
План римского Пантеона
Портик
Начнём с портика!
На архитраве (балке, лежащей поперёк колонн) содержится латинская надпись, привлекающая к себе внимание. Вот она: «M
AGRIPPA L F COS TERTIVM FECIT». Надпись переводится следующим образом – Марк Агриппа, сын Луция (L F), избранный консулом трижды, воздвиг это.
На архитраве покоится треугольный фронтон, ныне пустой, но некогда его украшал барельеф, к сожалению, утерянный. Конёк венчался квадригой.
Весь антаблемент поддерживается шестнадцатью колоннами с коринфскими, самыми нарядными, орденами. Хотя я вполне себе представляю этот портик с мужским, скупым дорическим орденом, но он здесь не проходит из-за высоты колонн. Коринфские капители вытесаны из мрамора, а сами колонны – из серого и красного гранита, доставленного в Рим из Египта. Вес каждой из колонн – 60 тонн, высота – 11,9 метров, диаметр – 1,5 метра. Каторжный труд доставить их из нильских каменоломен в западные предгорья Апеннин!
Купол Пантеона
Разрез римского Пантеона
Главной архитектурной ценностью Пантеона является его 44-метровый купол. До него не умели строить купола даже и меньших размеров. Впечатляет и то, что он уже пережил две тысячи лет и не обрушился!
Строительство купола было настоящим прорывом! Во-первых, вместо камней использовали более лёгкие материалы – кирпич, пемзу – которые заливали бетоном. И всё равно, не смотря на «облегчение» купол весит пять тысяч тонн. Чтобы выдержать такую нагрузку Аполлодору Дамасскому пришлось увеличить толщину стен до шести метров. Вес купола не позволил и прорубать окна в стенах. До этого дойдёт только готика, а Пантеон лишь делал возможным путь в равеннскую романику.
Однако не смотря на всё восхищение пантеоновским куполом остаётся открытым вопрос о том, как его изготавливали.
И тут снова вступает в права народная легенда. Якобы при строительстве Пантеон засыпали землёй, что позволило отлить купол на верхушке земляной насыпи. Однако с самого начала Агриппа пошёл на хитрость. Он приказал строителям перемешивать землю с золотыми монетами. Когда Пантеон был закончен, Агриппа сказал, что каждый нашедший монету мог забрать её себе. Через час Пантеон был освобождён от земли.
Окулус
Окулус в куполе Пантеона, Рим
Говорят, что купол стал таким твёрдым, потому что его не стали венчать замком, а оставили 9-метровое отверстие. Оно называется oculus, то есть глаз. Оно интерпретируется как всевидящее око богов/Бога (в зависимости от религии).
Самое лучшее время, когда стоит посетить Пантеон – это полдень солнечного дня. Тогда можно увидеть столп солнечного света, проходящего через отверстие в куполе. И тогда можно увидеть, насколько хорошо освещается храм всего одним-единственным окном в потолке!
Добавлю, что статуи богов стояли в нишах по кругу, а солнечный свет падал на определённую статую в зависимости от времени года. Таким образом всем богам оказывалось равное количество внимания за год.
Ещё интересно прийти в Пантеон во время дождя или даже снега!
Раньше строго под отверстием-оком располагался алтарь, но в христианские времена его передвинули в восточную часть храма.
Существует народная легенда, как появился окулус. Считается, что его прорубили злые духи, когда в храме стали отправлять первую мессу.
Пантеон и поныне официально является католическим храмом, а окулус даже используется для отправления одной из служб. На Пятидесятницу через это отверстие всех присутствующих осыпают лепестками красных роз. Как бы символизируя сошествие Святого Духа на них.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали делать захоронения знаменитых людей. Так например, здесь лежат останки Рафаэля Санти и король Виктор Эммануил II и его сын Умберто I.
Могила Виктора Эммануила II в Пантеоне, Рим
Могила Умберто I в Пантеоне, Рим
Отсюда и пошла традиция хранить в пантеонах знаменитых людей.
Сейчас Пантеон является образцом для подражания десятков и сотен зданий по всему миру. Некоторые этого даже не скрывают. Достаточно вспомнить парижский пантеон и туринский пантеон.
Пантеон богов
Другое значение слова пантеон — это специфическая совокупность богов любой религии, мифологии, страны или традиции.
Пантеон богов Древней Греции
“Король Эномай, Гипподамия и Олимпийские боги”
В древнегреческом мире существовали двенадцать великих богов и богинь, которых греки называли Олимпийскими богами. Название этой могущественной группы происходит от названия горы Олимп, где собирался совет из 12 богов для обсуждения вопросов.
Перечни этих двенадцати олимпийцев отличаются в разных источниках.
Главными Олимпийскими богами были:
- Зевс (царь всех богов, бог грома и молний);
- Посейдон (морская стихия);
- Аполлон (солнечный свет, искусство);
- Аид (царство мёртвых);
- Персефона (весна и покровительница в царстве мёртвых);
- Артемида (леса, мир животных и охота);
- Деметра (производительная сила природы);
- Арес (битва и война);
- Афродита (любовь и красота);
- Геба (юность);
- Гера (брак и супружеская любовь);
- Гименей (брак);
- Гермес (бог ветра, поездок и путешествий, торговли, «проводник душ» в царство Аида);
- Афина (душевная гармония, наука, мудрость и справедливость);
- Гефест (огонь и кузнечное ремесло);
- Гестия (домашний очаг, семейные связи);
- Дионис (виноделие, веселье и буйные природные силы).
Узнайте больше про Богов Древней Греции.
Славянский пантеон
В отличие от Олимпийских богов до нас дошло совсем мало информации о славянском пантеоне. Лишь по некоторым сохранившимся сказкам и легендам мы имеем некоторое представление о том, во что верили наши предки.
Главный бог пантеона — Перун
Некоторые представители пантеона славянских богов:
- Перун — главное божество древнерусского языческого пантеона, связан с военным делом, также ему были подвластны стихии природы;
- Хорс — бог солнца, повелитель молний;
- Дажьбог (Даждьбог) — бог, который двигает солнце и луну, знаменуя смену дня и ночи, времён года;
- Стрибог — бог, управляющий воздушными стихиями;
- Симаргл (Семаргл) — бог первородного огня и плодородия;
- Мокошь (Макошь)— богиня хорошего урожая и удачи, а также прядущая нити судьбы;
- Съварог — бог огня, кузнечного дела, семейного очага.
Египетский пантеон богов
Иллюстрация из книги «Боги Египта или исследования в египетской мифологии», 1904 год
Очень многих интересуют боги Древнего Египта. Их изображения дошли до наших дней и описания их функций сохранились на старинных гробницах, камнях и стенах пирамид. Археологи и историки смогли расшифровать древние писания и донесли до нас этот мистический пантеон богов:
- Ра — бог солнца и верховный правитель;
- Апофис — бог тьмы;
- Анубис — бог смерти;
- Птах (Пта) — бог ремесла и творчества, истины и справедливости, бог-творец;
- Тот — бог знаний;
- Геб — бог земли;
- Сет — бог войны и разрушения;
- Апис — бог плодородия;
- Хнум — создатель людей, бог творения и воды;
- Гор (Хорус или Хор) — бог неба и солнца, царской власти, покровитель армии;
- Монту — бог войны (возможно, являлся разновидностью бога Ра);
- Шесему — бог загробной жизни, бог бальзамирования, виноделия и изготовления масла;
- Баст — бог веселья, удачи, любви, плодородия и домашнего очага;
- Себек — бог воды, рек и озёр;
- Хапи — бог реки Нил и урожаев;
- Шаи — бог виноградной лозы, покровитель богатства; позднее стал считаться богом судьбы;
- Хех (Хух) — воплощение стихии и её бесконечности;
- Осирис — бог производительных сил природы, бог загробного мира;
- Мин — бог плодородия;
- Шу — бог воздуха;
- Ях — бог луны.
Архитектура и фото
Округлая форма основной части Храма получилась из-за того, что во времена Древнего Рима на месте постройки будущего храмового комплекса располагался бассейн. Частично разрушенный, но с уцелевшим фундаментом, он стал основой для будущего святилища, строительством которого руководил Агриппа.
Вокруг Храма небольшая площадь была выложены плитами травертина, а фасад здания украшали статуи богов и кариатиды.
После пожара комплекс пришлось восстанавливать, и разрабатывал проект молодой архитектор Аполлодор Дамасский. Он же пристроил к основному круглому сооружению портик, где находился вход в храм. Таким Пантеон остался и по сей день.
Ну, или почти таким же. Сегодня нет уже порога из зеленого африканского мрамора, а бронзовую дверь, ведущую в храм, установили только в эпоху Возрождения.
Вход украшает портик с колоннами в греческом стиле. Они являются монолитными и выполнены из гранита и египетского мрамора.
Само здание сложено из травертина (известковые плиты), а снаружи облицовано мрамором. Храм представляет собой круглую ротонду, которую венчает купол (диаметр купола равен 43 метрам). Сама конструкция здания спроектирована таким образом, чтобы купол не давил на здание своей массой, а олицетворял собой небесный свод.
Первоначально купол покрывало множество позолоченных и бронзовых пластин. Но когда при строительстве в Риме Собора Святого Петра не хватило материала для постройки алтаря, их пришлось позаимствовать у Пантеона. Пластины были сняты с купола и переплавлены.
В качестве своеобразной компенсации архитектор Бернини (руководивший строительством Собора) соорудил перед входом в ротонду две небольшие колокольни, которые были прозваны горожанами как «ослиные уши». Позже, в XIX веке, эти колокольни убрали.
В центре огромного купола – «окулюс» (небесное всевидящее око), округлое отверстие диаметром 8 метров. С этим отверстием связана своя легенда, согласно которой ее проделали злые духи, заметавшиеся по Пантеону в поисках выхода при первых звуках мессы.
Через «окулюс» в храм поступает воздух и свет, причем в полдень свет не рассеивается, а становится почти осязаемым, превращаясь в своеобразный «световой столб». В течение дня свет перемещается по нишам, где установлены статуи богов. Древние римляне считали, что таким образом древним богам воздается честь.
Толщина стен Пантеона – без малого 6 метров. А иначе как выдержать такую мощь купола? Материалом для купола послужили плиты из травертина и легкой пемзы.
Для облегчения конструкции вся ротонда разделена на 5 рядов (каждый ряд имеет по 28 кессонов – углублений), а ярусом ниже – на множество секций и ниш. В некоторых нишах сохранились фрески мастеров эпохи Возрождения (например, автор сохранившейся фрески «Коронование Богоматери» так и остался неизвестным).
Апсиды и ниши алтарей были выполнены в середине XVIII века мастером Алессандро Спекки, а хоры выполнены веком позже Луиджи Полетти.
Лишь небольшой фрагмент ротонды сохранился практически в первозданном виде – с ренессансными рисунками и изящной отделкой стен. Это то, что уцелело после многочисленных реставраций.
Ниши и алтари украшены статуями богов. Ранее стены были покрыты позолотой, сегодня от позолоты мало что осталась, но посетители могут полюбоваться на разноцветную плитку на стенах и мозаичный пол.
Кстати, пол в ротонде не везде ровный: небольшое возвышение по центру и легкий наклон к краям не позволяет воде скапливаться, а благодаря особой дренажной системе под полом (специально сконструированные для этой цели 22 отверстия) в храме нет сырости и влаги.
В центре храма находятся скамьи для молящихся.
История
Пантеон богов во времена Античности
Согласно легенде, начало строительство храма относится к периоду правления императора Октавиана Августа – 27 год до н.э.
Сооружение возводилось под руководством зятя императора, знаменитого полководца и римского политического деятеля Марка Агриппы (Marcus Agrippa).
Прямоугольное величественное здание служило языческим храмом для поклонения древнеримским божествам. Внутри Пантеона в нишах располагались статуи семи главных богов: Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.
Для задабривания богов устраивались ритуалы и обряды, одни из которых были жертвоприношения животных, которые скидывались с отверстия в куполе с названием «окулус» (oculus).
В результате сильных пожаров 80 и 110 годов н.э. культовый центр был разрушен, сохранились лишь детали стен.
В 114 году воздвижение нового здания возглавил император Траян.
Завершил построение император Адриан в 126 году н.э., он использовал оригинальную сохранившуюся надпись на главном фасаде, которая гласит:
Адриан воплотил в реальность замысел купольного покрытия ротонды с большим отверстием для освещения:
«Моё намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетарных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под окулусом, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займём место богов».
Создатель проекта эффектного сферического здания – инженер и архитектор Аполлодор Дамасский.
Строительство велось на протяжении всей жизни Адриана, последующие работы над храмом проводил его преемник – император Антонин Пий.
До провозглашения христианства главенствующей религией Пантеон богов древнего Рима не претерпел значительных изменений.
В начале IV века после подписания императорами эдикта о свободе христианского вероисповедания, языческий храм был закрыт.
Согласно предположениям, в эти временные периоды сооружение хорошо сохранялось в силу веры людей о пребывании нечистой силы внутри.
Пантеон во времена Античности.
Храм в период Средневековья
Византийский император Фокас в 609 году передал владение храмом папе Бонифацию IV, который перевёз сюда останки многих христианских мучеников из римских катакомб на 28 телегах и освятил место.
13 мая того же года римский Пантеон приобрел статус христианской церкви, посвященной Святой Деве Марии и мученикам (Santa Maria ad Martyres).
В период Средних веков большинство сооружений подвергались разграблению и разрушению, Пантеон не стала исключением.
Священный центр города с мощными стенами служил оборонительной крепостью в XIV-XVI века.
Изменения, произошедшие в древнем памятнике в эпоху Возрождения:
- Отделочный мрамор здания был частично снят, некоторые из элементов пилястр хранятся сегодня в Британском музее в Лондоне.
- Изначально купол покрывали тонкие пластины из золота, которые были украдены и вывезены. В VIII веке папа Григорий III установил свинцовое купольное покрытие.
- В начале XVII века по заказу папы Урбана VIII Барберини были сняты бронзовые статуи с фронтона здания и переплавлены для создания декоративных элементов в Соборе Святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини под руководством понтифика установил башни-близнецы с колокольнями (получившие название «Ослиные уши Бернини»). Колокольни были разрушены в 1883 году.
- Статуи, некогда украшающие фронтон над надписью Агриппы, были украдены и утеряны.
- В XV веке интерьер храма украсили картины выдающихся мастеров, одна из известных работ – «Благовещение » Мелоццо да Форли.
Многие деятели искусства периода Возрождения использовали красоту Пантеона как источник вдохновения для своих работ.
Храм всех Богов в период Средневековья.
Настоящее время
Сегодня Пантеон – действующая католическая церковь, принимающая верующих со всего мира. Здесь проходят богослужения, требующие тишины от посетителей.
Внутри церкви расположен алтарь, кресты, статуи святых и ангелов. На стенах находятся фрески и иконы.
В священном месте проводятся таинственные обряды бракосочетания молодых.
Церковь в настоящее время.
Происхождение названия «Пантеон»
Название происходит от древнегреческого слова «Πάνθειον», что дословно означает «относящегося ко всем богам или связанного с ним».
Утверждения других учёных и историков опираются на мнение, что слово «Пантеон» не относится к группе богов, а применимо к отдельным божествам. Они переводят часть «θεῖος» (theios) как нечто «сверхъестественное» и «прекрасное».
Пантеон — архитектурное чудо света.
Пантеон в туризме
Как вы уже знаете, Пантеон в Риме— одна из самых важных туристических достопримечательностей вечного города. Как правило, его посещает большинство городских экскурсий.
Приехать в Рим и не посетить Пантеон — просто преступление для туриста.
В трехчасовой пешеходной экскурсии по Древнему Риму он сочетается с Римским форумом, Колизеем, Капитолийским холмом и фонтаном Треви.
Летом в высокий сезон здесь может быть многолюдно. Чтобы увидеть Пантеон без толп туристов, отправляйтесь туда утром (он открывается в 9 утра) или ближе к закрытию. Он открыт до 19 вечера. Вход разрешается за 30 минут до закрытия Пантеона. Закрыто 1 января, 15 августа и 25 декабря.
Время посещения может меняться в зависимости от религиозных мероприятий. Информацию о точном графике работы и стоимости посещения вы можете узнать на официальном сайте Пантеона.
Портик
Изначально к входу в Пантеон вели ступени. Но за 2000 лет уровень земли значительно поднялся. Теперь ступени ведут уже вниз, к портику. Его 33-метровая ширина окружена 16 гранитными колоннами с коринфскими капителями.
Крышу портика (или крыльца) поддерживают массивные древние колонны.
Хотя здание реконструировали после пожара в 80 году н.э., надпись, которая находилась на первоначальном Пантеоне в Риме, была добавлена над крыльцом нового строения. Она гласит: «M * AGRIPPA * L * F * COS * TERTIUM•FECIT «(Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил его).
Бронзовые двери, покрытые когда-то золотом, весят по 20 тонн каждая. К счастью, римские папы до них не добрались и не переплавили, как это случилось с бронзовой крышей.
История собора Святого Петра
Предполагается, что апостол Петр был схвачен по приказу императора Нерона и казнен на месте нынешнего собора Святого Петра в 64-67 г. нашей эры. В 313 году христиане воздвигли первый алтарь самой первой базилики на этом месте — базилики Константина, которая впоследствии простояла века (не без реконструкций разумеется).
К началу 16 века древний храм требовал серьезной реконструкции. Папа Юлий II выбрал архитектора Донато Браманте для восстановления храма или, если быть точнее, возведения совершенно нового, более грандиозного собора. Изначальная задумка Браманте — собор в виде креста, увенчанный куполом. К сожалению, так и не успев завершить задуманное, Браманте умер в 1514 году. Над реконструкцией впоследствии продолжили работать другие архитекторы.
Любопытный и мрачный факт — за 6 лет работ над собором умерли 3 известных мастера.
Saulius Lag
Впоследствии форма и идея храма то и дело менялась на бумаге. В 1546 году строительством начинает руководить Микеланджело — он принимает решение вернуться к оригинальной идее Браманте с усилением конструкции. Впрочем, до окончания строительства мастер также не дожил. Он умер в 1564 году, а работу над собором продолжил Джакомо дела Порта.
В 1590 году Папа Сикст V проводит мессу в новом соборе, хотя строительство и отделка на тот момент все еще продолжаются.
В 1605 году Папа Павел V решает несколько изменить собор, изменив изначальную форму в виде греческого креста на крест латинский. Сделать это можно было за счет удлинения продольной части. За работу берется архитектор Карло Модерно. При нем были пристроены боковые нефы, собор Святого Петра превратился в трехнефную базилику.
Красивый барочный фасад также придуман Карло Модерно. Его ширина составляет 118 метров, а высота 48 метров. Классические колонны поддерживают аттик с 13 статуями — лицевая часть украшена впечатляющей статуей Иисуса Христа высотой 5 метров, вокруг которой расположились статуи Иоанна Крестителя и 11 апостолов. В 18 веке Джузеппе Валадье создает часы, которые устанавливают на фасаде храма.
Сразу за колоннами портика установлены пять ворот, которые ведут внутрь собора — они создавались в разное время. Например, Врата Смерти были созданы в 20 веке Джакомо Манцу. Через них Ватикан отправляет в последний путь усопших Пап. Другие ворота — Врата Добра и Зла, Врата Филарета, Врата Таинств, Святые врата.
Центральный портал храма украшают две большие конные статуи — статуя Карла Великого (автор Августино Корначчини, 18 век) и статуя император Константина (автор Джованни Бернини, 17 век). Тут же можно увидеть фреску «Навичиелла» 13 века за авторством Джотто ди Бондоне.
Собор святого Петра в Риме: история
Некогда здесь, на Ватиканском холме, был цирк, построенный для римского императора Нерона. Сюда для казни десятками приводили последователей нового, странного язычникам учения – христианства. 12 июля 66 г. сюда привели еще одного узника – еврея Симона Петра, приговоренного к самой страшной казни, распятию. Удивив стражу, он просил умножить свои страдания, повесив его вниз головой. Отрекшийся от Господа, посвятивший жизнь покаянию, он не считал себя достойным смерти по подобию Христа.
Собор святого апостола Петра в Риме
Такова история места, где находится теперь сердце католического мира и святыня для православных – Собор, посвященный одному из первоверховных Апостолов. Сейчас площадь, где находится храм, также носит имя Апостола. Это духовный центр самого маленького государства мира – Ватикана (площадь его чуть менее 0,5 га, а живет здесь 1000 человек).
Считается, что св. Петра погребли на месте мученической кончины. Могила его почиталась римскими христианами несколько столетий. Сюда приходили ночью, опасаясь ареста, молились Апостолу, получая помощь. К IV в. уже прочной стала традиция воздвигать церкви на мощах мучеников. А потому, когда при Константине Великом христианство перестало быть гонимой верой, одним из первых христианских храмов Рима стала базилика на месте погребения честных останков Петра.
Правила посещения и время работы Пантеона
Вход в Пантеон бесплатный, но с 2021 года для посещения в выходные дни требуется предварительное бронирование.
Как забронировать посещение в Пантеон? Пошаговая инструкция.
4. Нажимаем Add reservation, выбираем дату, время, добавляем имена и фамилии всех посетителей, нажимаем Confirm reservation
Внимание! Забронировать посещение можно только на ближайшие выходные.
5. На следующем шаге будет автоматически сформирован QR-код
6. Нажимаем кнопку Download и сохраняем бронирование себе на телефон. В день посещение необходимо вовремя подойти к Пантеону и показать сотрудникам QR-код.
Забронируем посещение в Пантеон за вас при заказе обзорной экскурсии по Риму. Напишите или позвоните нам +39 334 8496564 (WhatsApp/Telegram).
Как и при посещении любого другого храма, при посещении Пантеона необходимо придерживаться дресс-кода (никаких открытых плеч и коленок, вызывающего внешнего вида) и соблюдать тишину, громко не разговаривать и не смеяться.
Время работы (ежедневно): С 9:00 до 19:00. Последний вход в 18:45.
Обратите внимание, что Пантеон не работает в следующие дни:
- 1 января
- 1 мая
- 25 декабря
Туристы не допускаются во время богослужений (праздники: 10.30, суббота: 17.00).
Пантеон входит в маршрут нашей обзорной экскурсии по Риму и детского квеста-экскурсии «История Древнего Рима». Заказ экскурсий можно сделать, отправив заявку на planmytrip@wowitaly.ru или напишите нам в WhatsApp +39 334 8496564 .
- Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари — прекрасный пример готической архитектуры в Венеции
- Экскурсия по римским базиликам «Христианский Рим»
Больше интересных статей об Италии:
Бурано, Венеция. Как добраться, что посмотреть
6 необычных церквей Рима
Неделя музеев 2019 в Риме: даты и мероприятия
Нет билетов в Ватикан. Какие есть варианты
Кастель Нуово в Неаполе: 10 фактов о «Новом замке»
Пошлите друзьям лучик света из солнечной Италии 🙂
- 12
Поделились
Интерьер собора Святого Петра
Арочные своды внутри собора высотой 23 метра и шириной 13 метров отделяют центральный неф от двух боковых. В одной из арок центрального нефа располагается чудодейственная бронзовая статуя Святого Петра (привлекает десятки тысяч верующих ежегодно). Внутренняя галерея, ведущая от входа к алтарю, имеет длину 90 метров.
Мраморные полы базилики Святого Петра частично сохранились от первой церкви, базилики Константина. Тут же можно увидеть диск из египетского порфира, на котором в 800 году свое колено преклонил Карл Великий во время коронации. Впоследствии его примеру следовали большинство европейских правителей вплоть до 15 века.
Anshuman Kumar
Интерьер храма невозможно представить без работа Джованни Бернини — он потратил около 50 лет, украшая главный храм Ватикана. Например, тут можно находится статуя центуриона Лонгина за его авторством. Кстати, наконечник копья, которым Лонгин пронзил Христа, хранится тут же, в соборе Святого Петра. Невероятно роскошный балдахин с множеством декоративных элементов над алтарем храма также был создан Бернини, как и кафедра в честь святого Петра.
В центральной части собора можно увидеть 4 столпа, удерживающих купол — идея Микеланджело. В сердце церкви расположено много мозаичных картин, созданных по эскизам Доменикино.
Центральный неф также украшен статуями многочисленных святых. Правый неф украшен скульптурной группой «Оплакивание Христа», созданной самим Микеланджело в 1499 году. Она защищена от пыли и грязи, а также от вандалов (неспроста — в 1972 году шедевр подвергся нападению безумца с молотком) специальным стеклянным колпаком.
Внутри собора Святого Петра находится усыпальница графини Матильды Каносской за авторством все того же Бернини. Примечательна Матильды Каносская тем, что стала первой женщиной, похороненной в соборе.
Левый неф интересен тем, что здесь находится гробница Папы Александра VII с многочисленными декоративными элементами — последняя из значительных работ Бернини. Кроме того, в левом нефе расположена часовня Крещения за авторством Карла Фонтаны, гробница Марии-Клементины Собески, мемориал Стюартам и могила Папы Иннокентия VIII.
Купол собора Святого Петра
Купол собор Святого Петра имеет высоту 136,57 метров от пола храма и до самого конца снаружи, венчает купол крест. Высота внутри церкви равняется 117,57 метрам. Вес купола равен 14 000 тонн! Проектированием купола занимался Микеланджело, вдохновлявшийся куполом Пантеона в Риме и куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
В 18 веке купол начал разрушаться под собственным огромным весом и воздействием ветров. Из-за этого пришлось проделать дополнительные работы по укреплению конструкции с помощью четырех прочных цепей, стянувших свод.
Значение в культуре
С начала постройки и до введения христианства Пантеон был посвящён семи главным римским богам — Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну. Также внутри храма находилась статуя обожествлённого Цезаря.
13 мая 609 года языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires), когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Раз в год, на праздник Пятидесятницы, присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
Начиная с эпохи Ренессанса в Пантеоне стали захоранивать известных личностей. В нём погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.
Световой поток в куполе храма | Внутреннее убранство Пантеона | Пантеон в XIX веке | Купол Пантеона на фоне Рима |
> См. также
Марсово поле
Церкви (13)
по алфавиту
по популярности
Церковь Санта Мария делла Салуте21
В 1630 году Венеция была поражена ужасной чумой, во время которой погибло
много населения. И тогда Сенат решил, что если удастся избавиться от эпидемии,
то в честь Девы Марии будет построен огромный храм.
Церковь Мадонна дель Орто16
Мадонна дель Орто – церковь в Венеции в квартале
Каннареджо. Она была построена в середине 14-го века ныне не существующим
религиозным орденом гумилиатов под руководством Тиберио да Парма, который
похоронен внутри.
Церковь Санта Мария Ассунта16
Санта Мария Ассунта – церковь в венецианском квартале
Каннареджо, стоящая на площади Кампо дей Джезуити недалеко от Фондамента Нуове.
Согласно некоторым историческим документам, строительство первой церкви на этом
месте началось в 1148-м году на землях, окруженных болотами.
Церковь Сан Джорджио Маджоре10
Сан Джорджио Маджоре – бенедиктинская церковь 16-го
века, расположенная на одноименном островке в Венеции. Она была спроектирована
великим архитектором Андреа Палладио и построена между 1566-м и 1610-м годами.
Церковь Санти Апостоли ди Кристо10
Церковь Санти Апостоли ди Кристо,
известная в народе как Сан Апостоли, — одна из старейших церквей Венеции. Она
была построена в 7-м веке на территории современного городского квартала
Каннареджо, и с тех пор неоднократно перестраивалась.
Церковь Санта Мария дей Кармини9
Санта Мария дей Кармини, также известная как Санта
Мария дель Кармело или просто Кармини, — небольшая церковь в венецианском
квартале Дорсодуро. Она ютится рядом со зданием бывшей Скуола Гранде ди Санта
Мария дель Кармело.
Церковь Сан Дзаниполо8
«Дзаниполо» — это сокращение имен святых Иоанна и Павла, которым посвящена
эта церковь. Она находится на одноименной площади, посреди которой установлен
конный памятник Бартоломео Коллеони, который был отлит Алессандро Леопарди.
Церковь Иль Реденторе7
Церковь Иль Реденторе, посвященная Христу
Спасителю, воздвигнута на набережной острова Джудекка в Венеции. Ее
строительство было инициировано дожем Себастьяном Великим при поддержке Совета
Десяти, а над проектом работал выдающийся архитектор своего времени – Андреа
Палладио.
Церковь Сан Джованни ин Брагора6
Сан Джованни ин Брагора – римско-католическая
церковь в Венеции в квартале Кастелло, расположенная на углу площади Кампо
Бандьера и Моро неподалеку от всегда заполненной туристами набережной Рива дельи
Скьявони.
Церковь Сан Пьетро Мартире6
Сан Пьетро Мартире – римско-католическая церковь на
острове Мурано в Венеции. Она была построена в 1348-м году вместе с
доминиканским монастырем и изначально была посвящена святому Иоанну Крестителю.
Церковь Санта Мария дель Джильо6
Церковь Санта Мария дель Джильо — одна из
красивейших барочных церквей Венеции. Ее название можно перевести как церковь
Пресвятой Девы Марии Лилий, что напоминает о лилии, подаренной Богоматери
архангелом Гавриилом в день Благовещенья.
Церковь Сан Франческо делла Винья3
Сан Франческо делла Винья – римско-католическая
церковь в квартале Кастелло в Венеции. Вместе с церковью Санта Мария Глориоза
дей Фрари этот храм является одной из двух францисканских церквей Венеции.
Церковь Санта Мария дель Розарио3
Санта Мария дель Розарио, более известная как И
Джезуати, — доминиканская церковь в квартале Дорсодуро в Венеции, стоящая на
берегу канала Джудекка. Ее хорошо освещенное здание в классическом стиле с
декоративными элементами стиля рококо – одно из самых хорошо сохранившихся в
городе.