Санта-мария-дель-фьоре флоренция

Астрономия в соборе

Наблюдение летнего солнцестояния 21 июня 2012 г.

Астроном Паоло Тосканелли (который помог Брунеллески с расчетами для строительства купола) в 1468 году установил первый современный гномон , сделав круглое отверстие в куполе собора Флоренции, которое, давая большое изображение и Сеть Солнца на линии меридиана , проведенной полосой мрамора на тротуаре, используется для определения точек солнцестояния , вариаций эклиптики и для корректировки таблиц альфонсов .

Инструмент этого типа существовал в баптистерии Святого Иоанна с 1000-х годов (отверстие было с тех пор закрыто), но в 1474 году астроном Паоло Тосканелли воспользовался дополнительной работой над куполом, чтобы установить этот бронзовый глобус с отверстием. 4 сантиметра в диаметре, что давало идеальное изображение звезды. Изучая взаимосвязь между высотой и диаметром дыры, он получил подлинное изображение Солнца- точечного отверстия , то есть в уменьшенном виде, позволяющее визуализировать солнечные пятна , продвижение затмений и даже редкие проходы Венеры между солнцем. и земля .

Самым важным применением гномона в то время было стабилизация солнцестояния , то есть максимальной годовой высоты, достигаемой солнцем в полдень, и, следовательно, продолжительности самого года. Эти и другие аналогичные наблюдения, например, сделанные в 1510 году и начертанные мраморным диском, расположенным на мостовой часовни Кроче в правой апсиде собора, позволили убедить Папу Григория XIII в необходимости реформы. календаря путем согласования солнечной даты с официальной датой, что привело к созданию григорианского календаря в 1582 году ( переход от юлианского календаря к григорианскому календарю ).

В последующие столетия этот инструмент использовался для более амбициозных экспериментов, например, в 1754 году астрономом Леонардо Хименесом из великокняжеского двора, который намеревался изучить, изменяется ли наклон оси земного времени. это было предметом горячих споров среди астрономов того времени. Его наблюдения по сравнению с наблюдениями 1510 года были обнадеживающими; повторяющиеся на протяжении многих лет, они позволили ему вычислить значение наклона эклиптики , которое, кроме того, имеет отношение к текущим данным. Именно он проследил бронзовую линию меридиана, расположенную на мостовой часовни Ла Кроче (в которой находится глобус Тосканелли). После своей смерти он оставил доход заведению кафедры экспериментальной астрономии, которое стало первым ядром обсерватории Ксименьяно . Несколько десятилетий спустя гномон Святой Марии де Флер устарел как из-за изобретения более точных средств наблюдения, так и из-за того, что было замечено, что измерения искажались небольшими движениями купола из-за колебаний внешней температуры.

В настоящее время эти наблюдения приобрели исторический и туристический характер и происходят каждый год. 21 июняв 12 часов дня по солнечному времени (13 часов по законному времени). Из-за строительных лесов это не могло состояться ни в 2005, ни в 2006 году.

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Переговоры

В ходе собраний активно проявлял себя Марк, митрополит Эфесский и представитель патриарха Иерусалима. Марк отказывался делать уступки папе. В октябре 1438 года собор был открыт, несмотря на то что западные властители на него не явились.

Самым спорным вопросом стало исхождение Святого Духа от Сына, было немало расхождений касательно поправок, внесенных некогда Латинской церковью в Никейский символ. В то время как западные священники утверждали, что не искажали символ, а лишь раскрывали его изначальную суть. В таком духе прошло 15 заседаний. Некоторые греческие священники, включая Марка Эфесского, так и не отступали. Тогда папа уменьшил их содержание.

I. Источники о Ферраро-Флорентийском Соборе и структура последнего.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана Флорентийская уния. До нас дошло четыре варианта описания истории Собора, оставленные очевидцами:

(А) Слово Дорофея, митр. Митилинского;

(B) Объемное описание истории собора, сделанное Сильвестром Сиропулом. Он в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора;

(C) Труды Марка Евгеника, митрополита Эфесского;

(D) Описание истории собора Горацио Джустиниани – со стороны Римской Церкви.

Но так как Дорофей (А) хотя и грек, но был активным униатом, а Горацио (D) – сам священнослужитель Римской Церкви и, разумеется, смотрел на собор «глазами латинян», то у нас остаются только свидетельства Марка Эфесского (C) и объемный труд, собственно «история» в подлинном смысле слова, автором коего являете Сильвестр Сиропул (B), который впоследствии был одним из патриархов Константинополя (с именем Софроний I) в османский период.

Ниже мы сосредоточимся на воспоминании Сильвестра, так как он, во-первых, хороший хронист, а во-вторых, не сторонник Унии. Воспоминания этого участника Собора имеют глобальное значение. Он показывает всю противоречивость не только латинской позиции, но и греческой. Как нерешительно греки приступали к спорам по богословским вопросам. В споре о «Символе Веры» они заняли заведомо проигрышную позицию и латинян в этом вопросе были правыми и с богословской, и с исторической стороны

Кстати, именно Сиропул позволил обратить внимание на некоторые противоречивые черты характера Марка Эфесского

Столпы латинского богословия, представленные на данном Соборе: Юлиан Цезарини, Николай Альбергати, испанский богослов Хуан де Торквемада, знаменитый богослов фра Иоанн Рагусский.

В самом начале Собора в Ферраре Юлиан Чезарини указал на четыре основные различия: Filioque – Опресноки – Чистилище – Папство (Сиропул

5:15, причем, как мы увидим далее из вступительного слова Марка Эфесского, он то как раз сам по себе феномен папства изначально проблемой не считал). В этом русле собор и двигался. Причем из порядка ответов греков видно, что последние считали вопросы о Filioque и Опресноках более значимыми, чем вопросы о чистилище и власти папы. Первые два вопроса греки уже считали решенными, а два вторых – «спорными и не относящимися напрямую к догматам веры». Но так же на соборе «параллельно» касались вопросов Нетварных Энергий, Эпиклезы.

Ни по одному из вопросов при собеседованиях греки не пришли к результатам, выраженным в убедительных доказательствах. Т.е. греки просто «настаивали на святоотеческой древности», игнорируя возможность богословского развития вопроса.

Латиняне сразу подметили, что греки, «берясь за тему и вступая в прения, отказывались от заключения и вступали в спор по следующему вопросу» (Сиропул

, 7: 23). При этом греки себя мнили «убеждающей и обвиняющей стороной» (Сиропул , 8:1). И даже настроенный против латинян Сиропул признает, что «наши были всецело во власти самопревозношения и хвастовства» (Сиропул , 10: 28).

Греки чувствовали свою нищету (как в области образования, так и в искусстве вести полемику). Поэтому они постоянно саботировали диалоги, что латиняне вполне справедливо им ставили в вину (Сиропул

8: 24-25)

Сам Сиропул высказал важное положение о необходимости научно-критического изучения источников противоположной стороны, но и сам же признал отсутствие у греков какой-либо возможности заняться изучением источников и дать положительную или отрицательную оценку латинских источников касательно их подлинности (Сиропул 9:7)

Но и латиняне «перегибали» по причине аналогичного невежества относительно греческой традиции. Так латиняне требовали от греков, чтобы те отказались от эпиклезы в Евхаристии, считая ее «поздней вставкой» в святоотеческие тексты (Сиропул

10: 2-3).

Ферраро-Флорентийский Собор действительно отличался – по процедуре

– от других Вселенских Соборов древности. На последних была не только живая дискуссия, но и своя «генеральная линия». Однако количество там никакого значения не имело. Да, там могли «заткнуть» голос убедительного противника, но «победа» над противником выставлялась результатом дискуссии, а не результатом «убеждения большинства». Во Флоренции же император стал грекам диктовать линию поведения, навязывая определенные результаты под видом «согласия большинства» (Сиропул 8:11).

Вселенские Соборы сначала в империи созывал император, а папы даже не присутствовали лично. Но во Флоренции византийцы столкнулись с неведомым им явлением: Теперь, оказывается, Церковь сама созывает Соборы и даже без ведома императора (Сиропул

10:4).

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • العربية
  • مصرى
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Беларуская
  • Български
  • Brezhoneg
  • Català
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Frysk
  • Gaeilge
  • Galego
  • עברית
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • 한국어
  • Latina
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • Piemontèis
  • Português
  • Română
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Shqip
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • தமிழ்
  • ไทย
  • Tagalog
  • Türkçe
  • Українська
  • Tiếng Việt
  • Winaray
  • 吴语
  • 中文
  • 粵語

Купол

Самая удивительная часть Флорентийского собора – его купол. Он выглядит огромным по сравнению с остальной частью собора и до 1881 года был самым большим куполом в мире, диаметром 45,52 м и высотой 90 м. По сей день он остается крупнейшим каменным куполом в мире.

Арнольфо ди Камбио еще в 1294 году планировал, что собор будет иметь гигантский купол, но с течением времени и ростом амбиций купол становился все больше и больше – по крайней мере, в планах. Было ясно, что на куполе не должно быть контрфорсов – запретная деталь архитектуры во Флоренции. Строить из дерева также не удалось – в окрестностях Флоренции не было так много леса. Пантеон в Риме (диаметр 43,4 м) был построен в 128 году н. э. из бетона, но знания о строительстве таких сооружений были утеряны. Но народ Флоренции верил, что объявится гений и найдет решение, что и случилось. Правда ждать его пришлось более века, пока Филиппо Брунеллески не изобрел смелые и очень инновационные технологии, позволившие строительство купола.

Брунеллески (1377–1446) работал в основном во Флоренции, учился на ювелира, но был очень опытным в механике, инженерии и стал одним из самых известных инженеров-строителей и архитекторов всех времен.

Брунеллески использовал для купола кирпич – сравнительно легкий материал, позволяющий создавать самые разные формы. Купол восьмиугольный, что добавляет сложности конструкции – также цепи (обручи) вокруг купола должны иметь восьмиугольную форму, чтобы не сжимать углы восьмиугольника. Никаких опорных конструкций не использовалось – купол держал себя, рабочих и приспособления для строительства. Было использовано более 4 млн. кирпичей общим весом около 37 000 тонн. Брунеллески изобрел подъемник для подъема тяжелых грузов и запатентовал свое изобретение. Это был первый патент современности. Купол сооружен с проемом в центре для освещения. Над проемом поставили фонарь.

Нефы

Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.

Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.

Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.

В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).

А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников

Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!

Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.

За спиной Данте – Флоренция 1465 года.

Фрески купола Брунеллески

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари. К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари, его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре. Вид на Флоренцию отсюда удивительный

Кроме фресок обратите внимание и на витражи

Обратите внимание на фрески купола. Это цикл фресок Джорджо Вазари на тему «Страшного суда»

В 1572 г. Козимо I Медичи заказал Вазари роспись купола. Теологическую программу фрески составил Vincenzo Borghini. Фигуры сгруппированы в пять рядов, по восемь секторов в каждом. Вверху вокруг фонаря изображены 24 старца (8 хорошо видны, остальные выглядывают из-за спины передних) и 4 животных из Апокалипсиса, окруживших Престол; ниже ангелы с орудиями Страстей Господних; святые и искупленные; олицетворение даров Святого Духа; ад. В восточной части изображен Христос с Богородицей и Крестителем, под ними — теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), аллегорические фигуры Времени и Триумфа церкви.

Подьем на сам купол иногда очень экстремальный. К сожалению состояние купола Брунеллески далеко от идеального. Поэтому спешите посмотреть на это чудо, пока не началась крупная реставрация.

Его творческий метод заключался в том, что в качестве модуля использовался диаметр колонны, план строился на основе квадрата. Высота колонн и пилястр зависела от диаметра ствола, высота арки — от ширины межколон и т. д. При таком подходе части каждого здания становились соразмерными и соподчиненными, что придавало постройкам художественную цельность и монументальность. Но в отличие от нашего времени эпоха Брунеллески еще не знала планов и рисунков с точным обозначением размеров (это появилось после 1470 года). Поэтому работа все равно во многом оставалась интуитивной, рукотворной, требовала активного участия самого архитектора в строительном процессе, его немалых инженерных способностей и подчас знаний и навыков каменщика. Возведение здания было живым и органичным процессом.

И уже на выходе все могут увидеть те изобретения, которые Брунеллески разработал во время работы над куполом. Сложность восстановления творческого пути Брунеллески состоит в том, что не сохранилось ни графических документов, ни рисунков, ни архитектурных макетов (кроме одного), которыми мастер мог пользоваться при работе. Хотя, как утверждают исследователи, он всегда предварительно проектировал постройки, следуя в этом устоявшимся принципам архитекторов своего времени (Филарете, Бернардо Росселлино, Леона Альберти).

Примечания и ссылки

  1. Guida all’Italia , vol.  3, Оскар Мондадори, Верона, 1971, стр.  148 .
  2. Франклин Токер, Баптистерий под баптистерием Флоренции , Лондон, 1976 г. — Выдержка из: The Art Bulletin, 58 (1976).
  3. Семья римских мастеров мрамора, сочетающая узоры из маленьких кусков мрамора и больших кусков камня.
  4. В романской архитектуре небольшая эдикула, помещенная перед порталом церкви и состоящая из двух колонн, часто опирается на статуи лежащих львов (стилофоров) и поддерживает цилиндрический свод.
  5. двойные окна, оканчивающиеся точкой.
  6. душа только что умершей Богородицы.
  7. Самый важный торговый и банковский дом Флоренции XIV века , связанный с ткачами.
  8. Изображение Славы в ее материальности. По-итальянски мандорла — миндаль Эд.
  9. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  52
  10. Роджер Аим, Филиппо Брунеллески. Купол Флоренции, парадигма проекта , Éditions Hermann,2010 г., стр.  58
  11. Андре Шастель , Великий атлас мировой архитектуры , Альбин Мишель,девятнадцать восемьдесят один, стр.  270
  12. Клод Миньо, Даниэль Рабро и Софи Бахар, История искусства , Фламмарион,1996 г., стр.  38
  13. Карел Vereycken, «  Разблокирование Тайны Флоренции Купол  » Fusion , п о  93Май — июнь 2003 г.
  14. Марк Лефрансуа, Необычные истории шедевров , Городское издание,2013, стр.  201
  15. См., Среди прочего, работу по этому вопросу шевалье де Лувилля .

Гений Филиппо Брунеллески

Сложно поверить, но резное мраморное строение Санта Мария дель Фьоре простояло с зияющим отверстием в центре несколько десятков лет, прежде чем был выбран (отобран среди многочисленных вариантов) оригинальный проект архитектора-дилетанта. Впрочем, тогда не существовала специального архитектурного образования, а в качестве авторов различных архитектурных проектов выступали ювелиры (как Брунеллески), живописцы и скульпторы.

Его предложение основывалось на логике, подтвержденной точными расчетами. И это было нечто совершенно новое, непостижимое, требующее соразмерности, стройности и ясности. Впервые работы по возведению гигантского купола, увенчанного оригинальным фонарем, проводились по уникальной технологии без применения лесов! Новое решение заключалось в применении двух оболочек, скрепленных ребрами.

Внимания заслуживает и тот момент, что изначально на куполе отсутствовали дополнительные декорации (он был покрыт белоснежной краской), ведь по замыслу автора он сам являлся оригинальным украшением храма, поражая не столько высотой (около 35 м) и величием, сколько необыкновенным ощущением простора, возникающим при посещении храма.

Лишь столетие спустя (вторая половина XVI столетия) Федерико Цуккари и Джорджио Вазари украсили его фресками, вызывающими прилив восхищения – перед каждым открывается многоярусная картина Страшного суда:

  • первое (нижнее) кольцо посвящено всевозможным обитателям Ада и смертным грехам, где образ Антихриста противопоставляется светлой фигуре Христа;
  • все последующие – изображениям святых, Богоматери, благим деяниям, небесным ангелам и старцам апокалипсиса.

Хотя,  с течением времени все чаще всплывает идея о необходимости избавиться от этих фресок, вернув куполу первоначальный вид.

Невероятно, но купол Брунеллески, воздвигнутый на заре Ренессанса, и сегодня считается самым большим кирпичным куполом на планете.

Кроме того, эта сорокатонная конструкция, каркас которой состоит из шести горизонтально расположенных колец и 24 ребер жесткости (располагаются вертикально), является обязательным элементом для изучения в архитектурных вузах Италии.

К тому же без него не появились бы многие купола, венчающие большинство европейских соборов. Интересно и то, что архитектор сумел при помощи точных математических вычислений определить не только оптимальный угол наклона стенок купола, позволяющий избежать его обрушения, но и подобрать рисунок кирпичной кладки в форме «елочки».

Неожиданной оказалась и трактовка этой громады, врезающейся в небо, флорентийскими гражданами. Для них она олицетворяла не милость небес, а торжество человеческой мысли, города и всей республики,  Вот такая горделивая мощь Ренессанса…

После чумы

В 1438 году разразилась чума, и тогда собор перенесли во Флоренцию. Споры о догмах продолжались еще долго. Святые отцы спорили об отрывках Священных писаний, которые по-разному толковали Западная и Восточная церкви.

Иоанну Палеологу не нравилось, что православные священники были неуступчивыми. Он убеждал их, что понадобится согласиться с представителями католиков. Тогда Виссарион Никейский, бывший противником католиков, согласился с тем, что латинское выражение «и от Сына» — одно и то же, что и православное «через Сына». Однако Марк Эфесский называл католиков еретиками. Палеолог всячески содействовал объединению.

Греческие священники продолжали упорствовать в своей редакции и отвергали другие. Тогда император убеждениями, угрозами заставил их принять другую редакцию. Им пришлось согласиться с требованиями Палеолога. Тогда собравшиеся и пришли к согласованию Ферраро-флорентийской унии. Латинская сторона согласилась допускать и греческие, и латинские обряды. Благодаря этому соглашение подошло к логическому концу. Главенство папы признавалось, как и чистилище. Данный акт был подписан всеми, за исключением Марка Эфесского, патриарха Иосифа, поскольку он успел умереть.

Когда папа не увидел подпись Марка, он признался: «Мы ничего не сделали». Тем не менее Ферраро-флорентийская уния торжественно была зачитана на двух языках – латинском и греческом. В знак объединения представители Западной и Восточной церкви обнялись и поцеловались. Папа предоставил гостям корабли для возвращения домой.

Внешний вид

Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.

Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.

Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.

Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.

Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.

Центральный вход

Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.

Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.

Купол

От алтаря отлично виден купол. Купол проектировал Брунеллески, и, как и многие другие инновационные для своего времени решения, купол хаял каждый, кому не лень. Не лень было многим, поэтому несчастного Брунеллески замучили насмешками на тему того, что купол, конечно, обрушится еще до завершения строительства. Брунеллески даже предварительно пришлось соорудить подобный «пробный» купол над церковью, и только после этого ему-таки разрешили сотворить подобное и в Дуомо.

Для своего времени купол абсолютно передовой – да и по сей день является самым большим в мире купольным перекрытием. Главная внутренняя диагональ купола составляет 45 м, внешняя – 54. Строил его Брунеллески без лесов – неслыханно! По пути придумал массу машин и механизмов для подъема строительных материалов. Купол получился двойным, с каркасом из 8 основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, которые поддерживали пустой купол, а фонарь сверху нагружал его. Ничего не рухнуло! И, даже напротив, критиковавший Брунеллески Микеланджело позже цитировал его купол в собор Святого Петра в Риме.

Так вот, изнутри купол должна была украшать мозаика, также напоминая об убранстве баптистерия. Но денег на мозаику не хватило. Да, даже во Флоренции церковь переживала порой не самые лучшие времена. В итоге купол просто расписан.

Расписывали купол Вазари и Дзуккари в конце 16 века. Сюжет традиционный, Страшный Суд. Тут он особенно страшный.

Очень интересно взглянуть на купол вблизи при возможности: видно, что перспектива рисунка искривлена так, чтобы снизу он смотрелся естественнее.

В барабане купола размещены 8 витражных окон, не совсем стандартное решение. Свет, преломляясь через цветное стекло, наполняет собор необычным свечением. Авторы – мастера эпохи Ворождения: Донателло, Гиберти, Паоло Учелло и Андреа-дель-Кастаньо.

Список основных художников-исполнителей

  • Фабио Бурботтони (1820–1902): интерьер собора до его реставрации.
  • Баччо Бандинелли  : барельеф на ограде алтаря (сейчас хранится и виден в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Тино ди Камайно  : надгробный памятник Антонио д’Орсо
  • Бенедетто и Джулиано да Майано  : распятие и панно ризницы, бюсты знаменитых флорентийцев
  • Андреа дель Кастаньо  : фрески конной статуи Никколо да Толентино на стенах правого нефа, рисунки витражей и розеток.
  • Лука делла Роббиа  : бронзовые барельефы с изображением Воскресения и Вознесения на дверях ризницы, работа в ризнице с Микелоццо  : кантория (перенесена в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Нанни ди Банко  : барельеф Успения Пресвятой Богородицы , внешний фасад, южная сторона
  • Доменико ди Микелино  : Данте Алигьери держит Божественную комедию , стена справа
  • Донателло  : голова пророка и сивиллы , южная внешняя стена, кантория (сейчас находится в музее Opera del Duomo); рисунок у витражей коронации Богородицы
  • Лоренцо Гиберти  : рисунок для витражей в нефе, арка Святого Зеноба во Флоренции
  • Давиде Гирландайо  : Мозаики Благовещения на внешней стороне Южного портала
  • Микеланджело  : Святой Матфей , незаконченное произведение для хора (на сегодняшний день в Galleria dell’Accademia во Флоренции ); Пьета (сейчас в музее Opera del Duomo)
  • Микелоццо  : работа над дверью ризницы с Лукой делла Роббиа
  • Паоло Уччелло  : украшение часов на контрфасаде, фреска конного памятника сэру Джону Хоквуду на правой стене; дизайны на 2 розетки
  • Джорджо Вазари и Федериго Цуккаро  : фрески Страшного суда , интерьер купола

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Кампанила Джотто

Колокольня Джотто — один из пяти основных компонентов ансамбля на площади Пьяцца дель Дуомо. Высота его 84,70 метра, ширина около 15 м. Она является наиболее красноречивым свидетельством флорентийской Готической архитектуры XIV века.

Величественная колокольня с квадратным основанием, покрытая мрамором белого, красного и зеленого цветов (те же цвета украшают и собор), считается самой красивой в Италии. Строительство начато Джотто в 1334 году. К моменту своей смерти в 1337 Джотто сделал только первую часть проекта. Андреа Пизано закончил первые два этажа, строго следуя проекту Джотто.

В 1359 году работа была закончена. Множество окон, больших и остроконечных, делают готическое здание элегантным, сохраняя при этом классическую установку в целом. Большая терраса, расположенная более чем в 400 м от земли, стала прекрасной панорамной площадкой.

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода  — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции.

Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты:  Взрослый – € 5
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector