Исаакиевский собор

Памятник Николаю I

Открытие памятника Николаю I состоялось в 1859 году
после смерти российского самодержца. Он создан архитектором Монфераном, который
построил Исаакиевский собор. На одной оси с памятником Николаю I стоит
знаменитый Медный всадник. Они разделены Исаакиевским собором.

Единственной опорой шестнадцатиметровой статуи служат
задние ноги лошади. На императоре надета парадная форма, которую носили в
Кавалергардском полку.

Украшением пьедестала служат фигуры, символизирующие Правосудие, Веру, Силу и Мудрость.

Существует легенда, связанная с ними, в которой говорится, что эти фигуры лепили с жены и трех дочерей царя, позировавших скульптору. Пьедестал также оформлен горельефами с изображением основных событий эпохи Николая I.

Храмы-предшественники

Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.

Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.

Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)

Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.

Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.

Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.

Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

В начале 30-х гг.20 в. Исаакий был превращен в антирелигиозный музей. Он стал первым учреждением подобного рода на территории СССР. Одним из главных объектов музейной экспозиции являлся маятник Фуко. С его помощью проводилась наглядная демонстрация вращения Земли. Прибор был изобретен физиком из Франции Ж.Фуко. Устройство состоит из шара со стержнем, подвешенного в свободном состоянии. Во время движения маятник постепенно отклоняется в сторону, производя за 24 ч. полный оборот вокруг окружности.

Публичное представление опыта с маятником Фуко состоялось в храме ночью 11-12 апреля 1931 г. в присутствии 7 тыс. зрителей. Механизм в Исаакиевском соборе обладал самым длинным в мире подвесом -93 м. Он сделан из бронзы и весит 54 кг. В 1986 г. маятник Фуко был демонтирован. Его переместили в запасники музея. Вместо подвеса на крюк прикрепили фигуру голубя.

Билеты в Исаакиевский собор: преимущества покупки ваучеров онлайн

Билеты можно купить в обычных кассах, но следует учитывать, что для этого, вероятнее всего, придется долго стоять в очереди. Кассы закрываются за полчаса до окончания работы музея, из-за чего можно не попасть в собор.

Оптимальный вариант – покупка ваучеров онлайн. Электронный билет позволит Вам пройти на территорию храма без траты времени и риска не успеть. Преимуществ у онлайн-ваучеров множество. Чтобы оформить покупку, нужно просто заполнить несколько полей и оплатить билет. Весь процесс займет не более 10 минут. Вам не придется стоять в очередях и распечатывать ваучеры. Вы гарантированно попадете в Исаакиевский собор именно тогда, когда хотите. Если Ваши планы поменяются – можно вернуть билет.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Украшения иконостаса

Из вишневого порфира выполнена не только солея перед алтарем, но и ступени, и элементы цоколя на главном иконостасе. Шокшинским порфиром была облицована внутренняя сторона иконостаса. Из него был выполнен фриз антаблемента внутри храма.

Главный и малые иконостасы были облицованы снежно-белым мрамором. Этим же материалом были украшены ниши пилонов и элементы балюстрады, находящиеся перед иконостасом. Резьба по мрамору, выполненная русскими мастерами, по сей день поражает изяществом и легкостью.

Удивляет также красочное оформление внешней стороны иконостаса. Все 10 огромных колонн облицованы малахитом зеленого цвета, а 2 малые колонны, находящиеся у входа в царские врата, украшены бадахшанским лазуритом. Облицовку колонн малахитом, по причине особой хрупкости этого материала, довелось делать в технике русской мозаики.

Этот способ облицовки состоит из нескольких этапов. Сначала камень распиливается на тончайшие пластинки. Кусочки для покрытия подбирались так, чтобы получился красивый узор при стыковке элементов. Собранный узор приклеивался горячей смесью канифоли и воска к металлической основе. Стыки малахита тщательно полировали, чтобы швы стали незаметными.

Зеленый малахит украшает не только колонны, но и цоколи большого и малых иконостасов. Из него выполнены яркие вставки различной формы. Бадахшанский лазурит, который применялся для украшения колонн у входа в царские ворота, считается самым качественным и редким. Он имеет глубокий синий цвет с золотистыми вкраплениями. В таком количестве, как в Исаакиевском соборе, этот камень не использовался нигде в мире.

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.

Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.

Передача Исаакиевского собора РПЦ должна произойти до конца 2017 года. По утверждению представителей Русской православной церкви в Исаакиевском соборе после его передачи, наряду с богослужениями будут как и прежде проводиться экскурсии. Вход в собор будет бесплатным.

Окончательное это решение или возможны обсуждения с привлечением авторитетных музейных специалистов и реставраторов неизвестно. Очевидно, что в передаче Исаакиевского собора РПЦ, даже если это решение опирается на федеральный закон, еще не поставлена окончательная точка. Исторически собор, как культовое сооружение никогда не принадлежал церкви, изначально он строился и существовал как царская домовая церковь, деньги на его возведение и содержание поступали из бюджета императорской семьи Романовых.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Четвертый Исаакиевский собор.

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.

Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Великолепие отделки

Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двунадесятых праздников разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках. Хотя в современном соборе высота иконостаса позволяла обустроить много ярусов, но этого делать не стали. Иконы, не вошедшие в иконостас, размещены в нишах, в резных мраморных рамах. Под ними размещены филенки из бордового мрамора, на которых золочеными буквами написаны поясняющие надписи.

Главный иконостас Исаакиевского собора

Главный иконостас Исаакиевского собора представляет собой грандиозное сооружение в стиле позднего классицизма второй трети XIX века. 

Главный иконостас Исаакиевского собора. Источник

Высота иконостаса в центральной части – 25 метров, длина – 45 метров. 

Одним из основных акцентов убранства главного алтаря Исаакиевского собора считается образ Иисуса Христа, выполненный в технике витража. Его создал Макс Эмануэль Айнмиллер по рисунку художника Генриха Марии фон Гесса в Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене в 1843 году. Площадь витража составляет 28,5 кв. м., поэтому он считается одним из наиболее крупных фигуративных витражей Европы и самым крупным в России. 

В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр. Электричество в провели в Исаакиевский собор только в первые годы XX века.

Французский путешественник Пьер Жюль Теофиль Готье подробно описал главный иконостас в свечном освещении:

«Эта стена из образов, разделённых малахитовыми колоннами, досками драгоценных мраморов, богато украшенными карнизами, производит в таинственном полусвете, в котором погружена эта часть собора, чудный и величественный эффект. Иногда какой-нибудь луч заставляет блестеть фон червонного золота; металлическая доска освещается, вырисовывая, как живую, фигуру святого, которая отделяется от неё; полоса света скользит по выемкам малахита, блёстка прилепляется к золочёному капителю, гирлянда освещается и получает выпуклый вид. <…> Блеск свеч бросает неожиданное освещение на какую-нибудь деталь, остававшуюся тёмной, и всё достоинство которой выступает теперь наружу. Смотря по часам дня, завеса алтаря темнеет и освещается тёплыми тенями, или ослепительным светом».

Панорама внутреннего убранства собора.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Интерьер

В Исаакиевском соборе можно увидеть уникальную коллекцию русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. Его украшают 170 живописных произведений (большая часть выполнена маслом по штукатурке, другие – на холстах и меди).  

Проект размещения сюжетов в Исаакиевском соборе Огюст Монферран подготовил в соответствии с пожеланиями Святейшего Синода и лично императора Николая I. Они касаются важнейших событий библейской истории.

В западной части собора расположены росписи на темы Ветхого Завета, а в центральной и восточной частях храма — росписи на евангельские сюжеты. В двадцати нишах пилонов расположены праздничные иконы, написанные художниками Т. Неффом, К. Штейбеном и Ч. Муссини.

Важную роль в оформлении играют позолоченные орнаменты сводов собора. Наиболее часто встречаются мотивы меандра, плетёнки, пальметты, листьев и цветов лотоса; широко использованы спирали, жемчужники, ионики, волны; повсюду гирлянды листьев и завитков аканта, цветов и фруктов, причудливо вьющихся виноградных лоз. В интерьере соединены мотивы итальянского Ренессанса, барокко и ампира – особое очарование Исаакиевского собора.

Архитектор поручил Ивану Петровичу Витали изготовление моделей скульптур для сводов, а штукатурные и лепные работы – «лепного дела мастеру» Ивану Дылеву. Он был талантливым крепостным, которому Витали помог выкупиться и сделал своим постоянным помощником. Они не только выполнили орнаменты в соборе, но позже в точности повторили некоторые из них в оформлении Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца.

Пропорции скульптур святых и ангелов сознательно искажены с учётом восприятия снизу, с расстояния в 28 метров.

Руководил живописными работами в Исаакиевском соборе крупнейший представитель русской академической школы, ректор Академии художеств Василий Козьмич Шебуев.

«Портрет заслуженного ректора Академии Художеств Василия Кузьмича Шебуева».
Холст, масло. 1852 г., Государственный Русский Музей. Источник

Живописное убранство создавали преимущественно выпускники Императорской Академии художеств, а также иностранные мастера: Василий Козьмич Шебуев, Фёдор Антонович Бруни, Карл Павлович Брюллов, Фёдор Павлович Брюлло, Пётр Васильевич Басин, Евгений Александрович Плюшар, Тимофей Андреевич Нефф, Франц Николаевич Рисc, Николай Михайлович Алексеев, Иоганн Конрад Дорнер, Козрое Дузи, Фёдор Семёнович Завьялов, Николай Аполлонович Майков, Алексей Тарасович Марков, Константин Антонович  Молдавский,  Чезаре Муссини, Пётр Михайлович Шамшин, Карл Карлович Штейбен, Семён Афанасьевич Живаго, А. Никитин,  В. Сазонов. 

В работе художников устанавливалась строгая последовательность. Сначала просматривались и принимались эскизы, потом картоны в натуральную величину и затем – окончательно – росписи на стенах. Работу оценивали многие инстанции: Совет Академии художеств, Комиссия по строительству собора, Синод и лично император Николай I. Если художник собирался внести в картину какое-то изменение, он должен был сначала уведомить об этом Комиссию, Комиссия – Синод. Следовал обмен бумагами, после чего предложение принималось или отклонялось.

Отметим, что сначала Огюст Монферран предполагал, что храм будет декорирован фресками и картинами на религиозные сюжеты. Однако в промозглом климате Петербурга живопись приходила в негодность ещё до освящения собора, и всё решили перевести в мозаику.

Как перестраивался Исаакий

В 1809 году российский царь Александр I продолжил строительство храма. Вначале выбрали дешевый вариант и хотели просто перестроить собор. Но проведенный конкурс не дал никаких результатов. Все представленные проекты оказались неподходящими. Через 4 года объявили новый конкурс, и опять он закончился ничем.

Государь не отступал от задуманного и поручил подготовку проекта Августину Бетанкуру. Благодаря новому зодчему, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Опытный архитектор представил ко двору недавно переехавшего в Россию Огюста Монферрана.

Рисунки молодого зодчего понравились царю, и талантливый иностранец получил должность «императорского архитектора». Ему поручили реконструировать Исаакий, но поставили условие полностью сохранить алтарную часть храма.

Вид на купол Исаакиевского собора

В 1818 году зодчий предложил вниманию царя вариант реконструкции, где были сохранены не только алтарь, но и подкупольные пилоны уже стоящей церкви. Интересно, что при проектировании российского храма архитектор взял в качестве образцов классические здания Пантеона и Дома инвалидов в Париже.

К строительству приступили летом 1819 года, а освящение нового собора прошло в конце весны 1858 года. За 40 лет Исаакий побил все мыслимые рекорды. Он стал самым дорогостоящим и самым долгостроящимся храмом в Европе. На строительство истратили 23 миллиона рублей.

Чтобы справиться с болотистым грунтом, в основание постройки было вбито 10 762 сваи. Строительство фундамента продлилось 5 лет, а установка гранитных колонн — 2 года. На позолоту купола диаметром почти 26 м использовали более 100 кг золота. В три раза больше драгоценного металла ушло для позолоты деталей интерьера.

Вид смотровую площадку на куполе Исаакиевского собора

В возведении собора участвовало около 400 тысяч строителей, и все они были специалистами в разных областях. Считается, что от 60 до 120 человек скончались на стройке. Однако, в наши дни установить точное количество пострадавших и погибших уже не представляется возможным.

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector